Rock and culture …

Итак, рок – явление историческое, предметное — он родился, развился и умирает. Рок не музыка в чистом виде, а синтез целого ряда феноменов (поэзии, моды, пластики, парикмахерского и модельерского дела, физио-логии, психологии…), и в синтезе этом музыка наличествовала не в своем истинном (субстан-циально-эйдетическом), а в псевдо-музыкальном аспекте. По Лосеву “псевдо-музыкальность” обычно выражается в физиологизации и психологизации музыки. Лосев не знал (когда писал), что такое рок, но какая еще музыка во всемирной истории культуры была столь сильно физиологизирована, психологизирована и социализирована? Кто мне сейчас не поверит, с возрастом, возможно, поймет, как мало, до обидного мало, было музыки в роке, именно музыки, а не “драйва” и “кайфа”. И вдруг откроется, что музыка была представлена в другом месте, в более чистом виде, и не МАШИНА ВРЕМЕНИ, АКВАРИУМ или ДДТ творили музыку в подлинном смысле, не Кинчев, Шевчук, Макаревич были настоящими музыкантами, а … ненавистные молодежи “советские композиторы” (не все, разумеется, а лишь отдельные и выдающиеся).

Музыка из кинофильмов “Кавказская пленница” или “Бриллиантовая рука” более музыкальна, чем хиты АЛИСЫ или НАРОДНОГО ОПОЛЧЕНИЯ, она останется. Рок творил модную, то есть исторически преходящую, “временную”, всегда “новую”, но никогда не “оригинальную” музыку. Тот, кто выходил за грань “моды” и становился “классиком” рока, изменял тем самым року. Битлз — музыканты с большой буквы, когда их называют рокерами — их просто напросто унижают. Чем настоящая музыка (то есть вечная, вечно-актуальная) отличается от модной, от рока, продемонстрировали недавно в Москве ПИНК ФЛОЙД. Неприятно, когда журналисты называют престарелого Гилмора “рокером”, деятелем “андерграунда”. Что из “классики рока” мы можем назвать роком в смысле андерграунда, контркультуры, оппозиции? То, что в роке было подлинно музыкальным — не принадлежит року, а принадлежит МУЗЫКЕ, не моде, но вечности. Как только рок, основанный на отрицании, творит Что-либо положительное, а тем более — музыкальное, он перестает быть роком. Итак, рок — не есть музыка в чистом виде, и тенденция его развития ведет к окончательному отделению от музыки (“вечности”, субстанциальности). Это путь в небытие, и если Мы любим музыку и ищем музыки, а не моды (псевдо-музыкальных феноменов физиологического, психологического и социального порядка), то мы просто обязаны не любить рок.

Я не призываю “бороться” или ненавидеть рок, я призываю его игнорировать и искать музыку в другом месте.
.

So, rock – a historical phenomenon, it was born, developed, and died. Rock music is not pure, and the synthesis of a number of phenomena (poetry, fashion, sculpture, hairdressing and designer’s case, physiology, psychology …), and in the synthesis of this music was not in its true (a substance socio-eidetic ), and pseudo-musical aspect. According to Losev, “pseudo-musicality” is usually expressed in fiziologisation and psychologisation of music. Losev did not know (when writing) that such a fate, but what other music in the world history of culture has been so much fisiologised, mentalizing and socialized? Who would believe me now, with age, will understand how little, little offensively, it was music to rock, just music, not “drive” and “high”. And suddenly discover that music has been presented elsewhere in a more pure form, and TIME MACHINE, aquarium or DDT create music in the truest sense, not Kinchev, Shevchuk, Makarevich were real musicians, and … hated youth “Soviet composers (not all, of course, but only individual and outstanding).
Soundtracks for the movies “The Caucasian Prisoner” or “Diamond Hand” is more musical, than hits ALICE. Rock created a fashionable, that is, historically transient, temporary, “always” new “but never” original “music. Those who go beyond the “fashion” and becomes a “classic” rock, altered, thus rock. The Beatles – musicians with a capital letter when they are called rockers – they just simply humiliated. Than the real music (ie, eternal, ever-relevant) is different from the fashionable rock, from demonstrated recently in Moscow Pink Floyd. Frustrating when journalists call elderly Gilmore rocker “figures” underground. ” That of the “classic rock” we might call rock music in the sense of underground, counterculture, the opposition? What was truly a rock music – does not belong to rock, and belongs to the MUSIC, not fashion, but of eternity. Once the rock, which is based on the denial, that creates a positive, but even more so – musical, he ceases to be a rock. Thus, the rock – do not have the music in its pure form, and the trend of its development leads to a final separation from the music (“eternity”, substantiality). This is the path to oblivion, and if we love music and are looking for music, not fashion (pseudo-musical phenomena of physiological, and social order), then we simply must not love rock.

I do not call to “fight” or to hate rock, I urge to ignore it and look for music in the other place.

This entry was posted in Music, rock culture, Video and tagged , . Bookmark the permalink.